Взаимодействие административного права с семейным правом

3. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права.

Наиболее тесное взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского законодательства. Основания и пределы применения к семейным отношениям гражданского законодательства определены ст. 4 СК, согласно которой к имущественным и личным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК, для чего в ряде статей СК указаны конкретные нормы гражданского кодекса (далее ГК), которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. В отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания конкретных статей ГК или иного нормативного акта.

Для семейного права имеют практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, эмансипация, моральный вред и др.).

При определении соотношения гражданского и семейного законодательства следует исходить из отношения к семейному праву как к самостоятельной отрасли права, следовательно, гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, т.е. в порядке субсидиарного применения.

Семейное право находится под активным воздействием конституционного права. Цели и принципы регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РФ. Так, конституционный принцип равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка отражен в п. 4 ст. 1 СК, согласно которому запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях.

Требование государственной регистрации определенной группы юридических актов, влекущих возникновение или прекращение семейных отношений, обусловливает применение административно-правовых норм, что означает взаимосвязь с административным правом.

В алиментных обязательствах применяются понятия, предусмотренные трудовым правом: нетрудоспособность, нуждаемость, заработок, минимальный размер оплаты труда. Кроме того, СК (ст. 111, 117) возлагает на администрацию предприятий и организаций, где работают плательщики алиментов, удерживать их и проводить индексацию размера алиментов пропорционально увеличению установленного законом МРОТ.

Семейное право взаимодействует с уголовным правом и нормы гл. 20 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) направлены на защиту прав и интересов семьи в целом и несовершеннолетних детей в отдельности, предусматривают ответственность за различные правонарушения в сфере семейных отношений.

Взаимодействие административного права с другими отраслями российского права

Административное право с учетом особенностей государственного управления охватывает своим регулятивным воздействием широкий круг общественных отношений управленческого характера, обеспечивая реализацию материальных норм многих других отраслей российского права.

Так, административное право тесно взаимодействует с конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основы государственного и общественного строя, принципы организации и функционирования исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Административное право детализирует и конкретизирует нормы конституционного права, определяя механизм их реализации.

Ряд закрепленных в гл. 2 Конституции РФ прав, свобод и обязанностей граждан РФ составляют основу их административно-правового статуса.

Статья 115 Конституции РФ закрепляет за Правительством РФ полномочия по изданию постановлений и распоряжений. Важное значение для нормотворчества имеет прямое указание Конституции РФ (ст. 72), согласно которому к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, отнесено административное и административно-процессуальное законодательство.

Административное право теснейшим образом связано с административно-процессуальным правом. Административно-процессуальные нормы являются обеспечивающими для административно-материальных норм. Например, в рамках реализации материальных прав граждан на оружие, нормы административно-процессуального права определяют порядок выдачи лицензии на приобретение оружия.

Взаимодействие с уголовным правом определяется тем, что нормы административного права определяют какие деяния являются административными правонарушениями.

Взаимодействие с гражданским правом объясняется тем, что, например, реализация прав граждан заниматься предпринимательской деятельностью связывается с необходимостью государственной регистрации в органах Федеральной налоговой службы. Нормы административного права определяют правила передачи, изъятия имущества. А нормы гражданского права регулируют отношения владения, пользования и распоряжения имуществом.

Взаимодействие административного и административно-процессуального права с финансовым правом проявляется в том, что с помощью административных и административно-процессуальных норм осуществляется лицензирование всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Взаимодействие с земельным правом обусловлено тем, что значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного права, регулируются нормами административного права.

Взаимодействие с трудовым правом объясняется тем, что в сфере охраны труда действуют государственные инспекции труда, выполняющие функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде и охране труда организациями и физическими лицами. В ходе такого контроля должностные лица Федеральной инспекции труда могут привлечь виновных субъектов к административной ответственности.

Взаимосвязь административного права с семейным правом обусловлена тем, что согласно ст. 30 Семейного Кодекса РФ, брак заключается только в органах записи актов гражданского состояния в порядке, определяемом Федеральным законом «,Об актах гражданского состояния»,. Запись актов гражданского состояния осуществляется в органах юстиции Российской Федерации.

Взаимодействие семейного права с другими отраслями права

Наиболее тесное взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского законодательства. Основания и пределы применения к семейным отношениям гражданского законодательства определены ст. 4 Семейного кодекса, согласно которой к имущественным и личным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК, для чего в ряде статей СК указаны конкретные нормы гражданского кодекса (далее ГК), которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. В отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания конкретных статей ГК или иного нормативного акта.

Для семейного права имеют практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, эмансипация, моральный вред и др.).

При определении соотношения гражданского и семейного законодательства следует исходить из отношения к семейному праву как к самостоятельной отрасли права, следовательно, гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, т. е. в порядке субсидиарного применения.

Семейное право находится под активным воздействием конституционного права. Цели и принципы регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РФ. Так, конституционный принцип равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка отражен в п. 4 ст. 1 СК, согласно которому запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях.

Требование государственной регистрации определенной группы юридических актов, влекущих возникновение или прекращение семейных отношений, обусловливает применение административно-правовых норм, что означает взаимосвязь с административным правом.

В алиментных обязательствах применяются понятия, предусмотренные трудовым правом: нетрудоспособность, нуждаемость, заработок, минимальный размер оплаты труда. Кроме того, СК (ст. 111, 117) возлагает на администрацию предприятий и организаций, где работают плательщики алиментов, удерживать их и проводить индексацию размера алиментов пропорционально увеличению установленного законом МРОТ

Семейное право взаимодействует с уголовным правом и нормы гл. 20 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) направлены на защиту прав и интересов семьи в целом и несовершеннолетних детей в отдельности, предусматривают ответственность за различные правонарушения в сфере семейных отношений.

Взаимодействие административного права с семейным правом

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЕЙНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

Наиболее тесное взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского законодательства. Основания и пределы применения к семейным отношениям гражданского законодательства определены ст. 4 СК, согласно которой к имущественным и личным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК, для чего в ряде статей СК указаны конкретные нормы гражданского кодекса (далее ГК), которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. В отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания конкретных статей ГК или иного нормативного акта.

Для семейного права имеют практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, эмансипация, моральный вред и др.).

При определении соотношения гражданского и семейного законодательства следует исходить из отношения к семейному праву как к самостоятельной отрасли права, следовательно, гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, т. е. в порядке субсидиарного применения.

Семейное право находится под активным воздействием конституционного права. Цели и принципы регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РФ. Так, конституционный принцип равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка отражен в п. 4 ст. 1 СК, согласно которому запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях.

Требование государственной регистрации определенной группы юридических актов, влекущих возникновение или прекращение семейных отношений, обусловливает применение административно-правовых норм, что означает взаимосвязь с административным правом.

В алиментных обязательствах применяются понятия, предусмотренные трудовым правом: нетрудоспособность, нуждаемость, заработок, минимальный размер оплаты труда. Кроме того, СК (ст. 111, 117) возлагает на администрацию предприятий и организаций, где работают плательщики алиментов, удерживать их и проводить индексацию размера алиментов пропорционально увеличению установленного законом МРОТ

Семейное право взаимодействует с уголовным правом и нормы гл. 20 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) направлены на защиту прав и интересов семьи в целом и несовершеннолетних детей в отдельности, предусматривают ответственность за различные правонарушения в сфере семейных отношений.

5. Административное право в правовой системе

Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Одной из особенностей его является то, что административное право, во-первых, в значительном объеме защищает не только регулируемые им управленческие отношения, но и многие другие общественные отношения (например, финансовые, трудовые, природоохранные и т.п.). Во-вторых, в ряде случаев оно не только осуществляет правовую защиту иных общественных отношений, но и выступает в роли их регулятора. Российское законодательство широко использует нормы административного права в интересах урегулирования налоговых, земельных, трудовых и других отношений. Так, именно ими устанавливается порядок взимания налогов, определяются функции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных правовых отраслей (например, энергетического надзора, природоохранных инспекций и т.п.). Объясняется это тем, что, как уже отмечалось, управленческие по своей сути отношения возникают в сферах, регулируемых не только административным правом. Естественно, что они не могут оставаться вне административно-правового регулирования.

Существует тесное взаимодействие административного права с конституционным правом. Нормы последнего закрепляют основы организации и деятельности субъектов исполнительной власти, их взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти, права и свободы граждан, реализуемые в процессе осуществления исполнительной власти, и т.п., т.е. конституционные начала функционирования исполнительной власти (ст. 10, 11, 71, 72, 77, 8388, 102, 103, 110117, 123, 125 Конституции РФ). Например, взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным Собранием представительным и законодательным органом РФ являются государственно-правовыми, регулируемыми конституционными нормами, хотя в них участвует субъект исполнительной власти.

Гражданское и административное право нередко регулируют сходные общественные отношения, имеющие имущественный характер.

Гражданский кодекс РФ содержит по этому поводу достаточно четкое указание: имущественные отношения могут основываться на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, т.е. быть административными. Имущественные отношения не договорного, а административного характера обнаруживаются, например, в деятельности органов Министерства государственного имущества РФ (безвозмездная передача объектов федеральной и муниципальной собственности), а также органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (распоряжения о принудительном расторжении или изменении хозяйственных договоров) и т.п.

Довольно сложно провести разграничение между административным и финансовым, трудовым, экологическим, предпринимательским правом. В механизме их соотношения наблюдается следующее: значительная часть относящихся к их предмету общественных отношений фактически регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами. Показательно в этом смысле то, что защита таковых отношений осуществляется преимущественно в административно-правовом порядке.

Грань между административным и уголовным правом может быть проведена с учетом специфического характера и направленности соответствующих запретов и юридических последствий отклонения от них (административное правонарушение либо преступление).

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность .

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, в процессе организации и .

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые охватывают и административное право, и судебное право, .

Ведь административное право также регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, да и не только оно. .

Взаимодействие семейного права с другими отраслями права

Взаимодействие семейного права с другими отраслями права

Наиболее тесное взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского права. Согласно ст. 4 СК РФ к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство в рамках, не противоречащих существу семейных отношений. Случаи такого применения рассматриваются в темах, посвященных отдельным семейно-правовым институтам.

По предмету правового регулирования некоторые авторы отождествляют семейное право с институтом гражданского права. Несмотря на то, что гражданское право тоже регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, такой вывод представляется спорным и разделяется не всеми специалистами в области семейного права (Ворожейкин Е.М., Рясенцев В.А., Матвеев Г.К., Нечаева А.М. и др.).

Различие предметов семейного и гражданского права состоит в следующем:

имущественные отношения в гражданском праве, в отличие от семейного, носят в основном стоимостный характер и строятся на возмездной основе,

имущественные отношения, регулируемые брачно-семейным законодательством, тесно связаны с личными отношениями, в гражданском праве такой связи нет,

семейные правоотношения складываются между строго определенными субъектами, юридические лица в семейных правоотношениях не участвуют,

во многих гражданских правоотношениях срок имеет существенное значение, семейные правоотношения носят, как правило, длящийся характер, и срок в них не указывается,

основной формой существования гражданских правоотношений является договор, в семейном праве применение договоров ограничено: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, договор о передаче детей на воспитание в семью.

Семейное право находится под активным воздействием государственного права. Цели и принципы правового регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основные права и свободы граждан (ст. 17, 19, 23, 27, 33, 35, 37, 38, 43, 46). Так, закрепленное в ст. 38 Конституции РФ положение о защите государством семьи, материнства и детства нашло воплощение в ст. 1 СК РФ: семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи.

Конституционный принцип равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения (ст. 19 Конституции РФ) отражен в п. 4 ст. 1 СК РФ, согласно которому запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Требование государственной регистрации определенной группы юридических фактов, влекущих возникновение или прекращение семейных правоотношений, обусловливает необходимость применения административно-правовых норм. Порядок государственной регистрации и расторжения брака, рождения, усыновления, смерти определяется Федеральным законом Об актах гражданского состояния от 22 октября 1997 г.

Институты опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, усыновления, приемной семьи, помимо семейного законодательства, включают Положение об органах опеки и попечительства от 30 апреля 1986 г.

В алиментных обязательствах применяются такие понятия, как нетрудоспособность, нуждаемость, заработок, минимальный размер оплаты труда, которые определяются в трудовом праве.

В ст. 109 СК РФ закреплена обязанность администрации организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты, удерживать их. Статья 111 СК РФ возлагает на администрацию организации обязанность сообщать о перемене места работы лица, обязанного уплачивать алименты, а ст. 117 СК РФ обязанность производить индексацию алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Перечисление алиментных платежей производится через учреждения банковской системы, деятельность которых регламентируется нормами финансового права. Этой же отраслью определяются размер и порядок взыскания государственной пошлины за регистрацию расторжения брака. В отделениях Сберегательного банка Российской Федерации открываются счета на имя детей, оставшихся без попечения родителей.

Стоит остановиться на взаимодействии семейного и уголовного права, хотя они и не относятся к смежным отраслям. Основанием применения семейно-правовой ответственности является состав правонарушения в полном или усеченном объеме. Понятие вины как элемента состава правонарушения наиболее полно разработано в теории уголовного права. На защиту прав и интересов семьи в целом и несовершеннолетних детей в отдельности направлены нормы гл. 20 УК РФ, которые предусматривают ответственность за следующие правонарушения:

вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150),

вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151),

торговля несовершеннолетними (ст. 152),

подмена ребенка (ст. 153),

незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154),

неразглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155),

неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156),

злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157).

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ можно без регистрации

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Понравилась статья? Поделить с друзьями: