В течении какого срока может быть изъятие земельного участка

В течении какого срока может быть изъятие земельного участка

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 17 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2010 года

Под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

Андропов Вадим Владимирович, заместитель директора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. 283 (в соавт. с И.Б. Мироновым), ст. ст. 284 - 286.

Жернаков Дмитрий Владимирович, доцент кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук - ст. ст. 268 - 273, 278.

Гонгало Бронислав Мичиславович, заведующий кафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии, директор Уральского филиала Российской школы частного права, доктор юридических наук, профессор - ст. ст. 262, 263.

Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации - вступ. слово, ст. ст. 260, 261 (в соавт. с О.А. Рузаковой).

Манылов Игорь Евгеньевич, заместитель министра экономического развития Российской Федерации, кандидат юридических наук - ст. 287.

Миронов Илья Борисович, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук - ст. ст. 279 - 282, 283 (в соавт. с В.В. Андроповым).

Михеева Лидия Юрьевна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор - ст. ст. 265 - 267, 274 - 277.

Рузакова Ольга Александровна, главный советник аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук - ст. 261 (в соавт. с П.В. Крашенинниковым), ст. 264.

Новые правила изъятия земельного участка

Земельный участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, может быть изъят у собственника в случаях, когда он не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Данное правило закреплено в новой редакции статьи 274 ГК РФ, вступившей в силу с 04.07.2018 года.

Изменения были внесены также и в Федеральный закон от 24 июля 2002 года 101-ФЗ «,Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,.

Новыми поправками в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлен порядок изъятия сельскохозяйственных земельных участков, которые не используются по назначению, и порядок проведения торгов по их продаже.

В период, который учитывается для определения неиспользования земельного участка по назначению, не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Новые правила изъятия земельного участка не распространяются на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Под нарушением законодательства подразумевается:

—, использование земельного участка не по целевому назначению,

—, использование земельного участка так, что это приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.

Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

За неиспользование земельного участка по целевому назначению Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность.

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года 101-ФЗ «,Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению, —,

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей, на юридических лиц —, от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

Как законно отобрать землю у собственника

Отчуждение земельного участка собственником:

  1. Продажа, дарение, мена или иное отчуждение собственником
  2. Добровольный отказ от земли
  3. Утрата собственности по иным, предусмотренным в законе основаниям

Процесс принудительного изъятия земли, находящейся в честной собственности в физических лиц прописан в законодательстве, однако пока активно не применяется. Однако, возможность у государственных органов отобрать землю у хозяина есть, и надо четко представлять себе, что нужно , чтобы такого насильственно- законного изъятия не произошло.

Изъятие земли у владельца органами власти:

1. Обращение взыскания на землю по обязательствам

Возможность отобрать землю у хозяина возникает путем обращения взыскания по его обязательствам на основании решения суда (ст. 237 ГК РФ). В этом случае после вступления решения суда в законную силу, собственник обязан исполнить решение суда. Если такого не происходит, обязанности собственника выполняют судебные приставы.

2. Реквизиция

Участок земли у его хозяина может быть изъят у владельца уполномоченными исполнительными органами власти в чрезвычайных обстоятельствах.

  • Стихийные бедствия
  • Техногенные катастрофы
  • Военные действия

При реквизиции государство обязано оплатить владельцу земли реквизированный участок и компенсировать все убытки. Владельцу земли выдается свидетельство о реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Убытки рассчитываются по закону об оценочной деятельности.

3. Конфискация земли

Земельный кодекс предусматривает и конфискацию земельного участка. В ст. 50 ЗК РФ предусмотрено- участок земли может быть изъят у владельца по решению суда как санкция за совершение им тяжкого преступления. Конфискация в отличие от реквизиции носит безвозмездный характер.

4. Выкуп участка земли для муниципальных или государственных нужд

Этот вид изъятия превратился в Московском регионе в отдельный бизнес. Московские и Подмосковные чиновники сливают информацию о планирующихся строительстве дорог или других объектов информацию подконтрольным фирмам и те скупают планируемые к застройке земли.

2. Размещение объектов государственного значения при отсутствии иных вариантов размещения:

  • объектов энергетических систем
  • атомной энергии
  • безопасности и обороны
  • федерального транспорта
  • обеспечение космической деятельности
  • электро-тепло- газо-водоснабжения
  • автомобильных дорог

3. Иные обстоятельства, предусмотренные в федеральных законах

  • Рыночная стоимость участка и недвижимого имущества
  • Убытки, которые собственник
  • Убытки, которые понесет владелец в связи с досрочным прекращением обязательств третьим лицам
  • Упущенную выгоду

Если собственник не согласен с ценой, вопрос решается в суде.

5. Изъятие земли у владельца ввиду его ненадлежащего использования

Речь идет о изъятии земли у владельца в том случае, когда участок используется с нарушением действующего законодательства (ст.ст. 284, 285 ГК РФ) или не используется по назначению.

  1. Когда земля предназначена для строительства или для сельскохозяйственных работ и не используется три года и более.
  2. Когда земля используется с грубым нарушением правил пользования (к примеру на землях под строительство утраивается нефтеналивной терминал)
  3. Когда использование земли приводит к ухудшению экологического состояния (к примеру, на земле для сельхозназначения организуется свалка)

Если собственник земли согласен с ее изъятием, она продается с торгов, в противном случае продажа происходит по решению суда.

6. Изъятие не востребованной земли
  • Сведений о владельце нет в органах местного самоуправления о приватизации сельхозземель
  • Земля, собственник которой умер, а наследники не существуют или не вступили в наследство по различным основаниям (недостойные наследники, отказались от наследства и т.п)
  1. Местные органы власти составляют списки лиц, чьи земли не востребованы
  2. Списки таких лиц публикуются в СМИ
  3. Так же такие списки должны размещаться на официальном сайте местной власти
  4. По прошествии одного месяца органы местного самоуправления обращаются в суд для признания таких земель не востребованными

Как протестовать против самоуправства местных властей:

  1. В органы местного самоуправления предоставляется письменный протест- возражение
  2. О своем несогласии заявляется на собрании владельцев земли, находящейся в долевой собственности
  3. При не достижении согласия- обращение в суд

Мониторинг экологии Московского региона

Калькулятор ипотеки

Консультация

График цен на жильё в Москве

Новости партнеров

Ближайшие события

Голосования

В каких городах Подмосковья предпочтительнее покупать квартиру?

Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:

У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет. Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример - Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток. Изъятие земельных участков для государственных нужд процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

- для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов,

- для создания или расширения особо охраняемой природной территории,

- для выполнения международного договора,

- для выполнения работ, связанных с пользованием недрами,

- после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием,

убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды),

упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации. Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Новые правила изъятия земельных участков

Опубликован Федеральный закон от 07.06.2013 N 123-ФЗ ",О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона ",О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",. Документ вносит изменения в нормы законодательства, касающиеся процедур изъятия земельных участков в случае их ненадлежащего использования. Что же принесут новеллы землевладельцам и землепользователям?

Закон уточнил основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком при ненадлежащем использовании земельного участка. Теперь участок можно будет изъять в случаях:

- использования земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки,

- невыполнения обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв,

- невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению,

- неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Приведенный перечень отличается от существующего ныне. Сейчас положения ст. 45 ЗК РФ более подробно описывают, в чем именно выражается деяние, которое может повлечь за собой изъятие, какие конкретно действия возбраняются. Особенно это касается первых двух пунктов. Существующие сегодня нормы более точны и конкретны, а следовательно, допускают меньше произвола в их толковании.

Есть, однако, и положительный момент для землевладельцев и землепользователей: исключено такое основание для изъятия участка, как систематическая неуплата земельного налога.

Изменения коснутся и вопросов аренды земельных участков. Арендодатель сможет расторгнуть договор аренды по перечисленным выше основаниям, но по сравнению с действующими сегодня нормами изменения несущественны.

Существенно изменится порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Сохраняется судебный порядок изъятия, однако меняются правила обращения в суд. Сегодня собственник может обратиться с иском о принудительном изъятии земельного участка при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. При этом одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях. Действующая редакция ЗК РФ содержит четкие требования к такому предупреждению, его форма утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

После вступления в силу изменений необходимость вынесения предупреждения отпадет. Вместо него органы государственного земельного надзора будут направлять нарушителям ",предписание об устранении выявленных нарушений", с указанием сроков их устранения. Требования к этому документу будут устанавливаться уже не на федеральном уровне, а на уровне субъектов Федерации. Таким образом, правила обращения в суд с иском об изъятии земельных участков упрощаются.

Еще одно изменение коснется порядка изъятия земельных участков, предоставленных государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию. Здесь будет действовать упрощенный порядок, не требующий обращения в суд. По решению органа госвласти или местного самоуправления, предоставившего участок, могут быть изъяты ненадлежаще используемые участки. Порядок принятия такого решения установит Правительство РФ, до этого же момента перечисленные выше земельные участки будут изыматься через суд.

Перечисленные поправки вступят в силу спустя 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона. Общая тенденция документа - упрощение порядка изъятия земельных участков может повлечь ряд негативных последствий для владельцев земельных участков и землепользователей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: