Изъятие церковных земель это

Что такое секуляризация?

Секуляризация (социология) в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества, переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

Обращение государством церковной собственности в светскую (преимущественно о земле) . С. монастырских земель. С. церковного имущества.

Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, освобождение от церковного, духовного влияния. С. школьного преподавания. С. общественной жизни. <, Секуляризационный, -ая, -ое. С. акт.

Секуляризация церковных и монастырских земель при Екатерине II Великой

Причины секуляризационной реформы

Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих ближайших предшественников. Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.

Итак, можно выделить три основных причины:

  • Необходимость увеличения поступления налогов в казну
  • Повышение эффективности использования земель
  • Желание ликвидировать способность церкви существовать автономно от государства

Дата подписания и суть церковной реформы

Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну.

К моменту подписания Манифеста в Империи насчитывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следовало упразднить. Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег часто не хватало. Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами.

Церковная реформа при Екатерине II проходила мирно и почти не встретила противостояния со стороны духовенства. Единственным членом Синода осмелившимся выступить против, после того как было объявлено о секуляризации церковных земель в пользу государства, стал митрополит Арсений Мациевич. Он не раз подавал в Синод протесты против изымания церковных вотчин, угрожал анафемой (отлучением от христианской церкви), отказался дать присягу о признании императрицы высшей судией. В результате чего он был объявлен преступником и до скончания своих дней был заключен в Ревельскую крепость.

Стоит отметить, что в Эпоху Просвещения усиление светской власти и снижения церковной диктатуры наблюдается не только в России. Эти процессы становятся общемировой тенденцией. В Европе буржуазные революции тоже вели к конфискации церковных владений и закрытию монашеских орденов. Параллельно с российской церковной реформой, секуляризация церковных земель осуществляется и в Римской империи.

Итоги и результаты церковной реформы Екатерины II

  • Упразднено 567 из 954 монастырей.
  • 9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии.
  • Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами —, около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада —, из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством.
  • Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию.

Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали.

О секуляризации земель церкви в пользу государства было объявлено при см?

О секуляризации земель церкви в пользу государства было объявлено при

A) Петре III B) Петре II C) Анне Иоанновне D) Елизавете Петровне

Для начала неплохо бы вспомнить, что означает термин секуляризация. А это отъём у церкви имущества, в частности, земель и передачи её во владения государству.

Процесс этот был начат Петром III, а законодательно оформлен только Екатериной II.

Из четырёх представленных вариантов ответа выбираем первый - А) Петре III,

что и будет правильным ответом на этот вопрос в олимпиаде Золотое Руно 2018.

Ох, как непросто приходится школьникам, отвечая на вопросы конкурса. Вот этот вопрос довольно непростой и пришлось немного почитать дополнительной литературы, в которой говорится что обьявлено о секуляризации земель, т.е. изьятие их у церкви в пользу государства, было Петром III, но принято это решение не было. Вскоре Петра Третьего сменила Екатерина II, которая и подписала окончательный вариант Манифеста о секуляризации монастырских земель. Таким образом ответ Петр III.

Для общего развития можно и запомнить, что секуляризация проводилась и до законодательного закрепления этого процесса Федором Алексеевичем, Петром I.

Определившись с термином ",секуляризация",, означающим отъём принадлежащего церквам имущества (в частности, земель) с последующей передачей в светское владение. Процесс секуляризации должен был начаться ещё при Петре III, однако, ",добро", так и не было дано, но священнослужители, наверняка, успели напрячься. Ответ: ",Пётр III",.

Правильным ответом из четырех будет ответ под буквой А) Петре III.

Именно при этом императоре было объявлено о секуляризации земель церкви в пользу государства.

Основная часть церковных земель отошла государству в 1764 году.

Действительно не простой вопрос. Разберемся сначала с понятием ",секулярищация",. Простыми словами забрать землю, которвя принадлежала церкви и сделать ее государственной собственностью. В России начало этого процесса было при Петре 3. Однако лишь Екатерина 2 смогла осуществить передачу в государство этих земель. Таким способом власть хотела себя обоготить и при этом освободить связь от духавенства.

Секуляризация это просто-напросто изъятие, термин сложный, действие - понятное.

Тут речь идет об отнятии земель у церкви, для передачи в государственные владения.

Процесс начинался еще при Петре Третьем, а была претворена в жизнь Екатериной Второй.

Императрицей был подписан Манифест о секуляризации монастырских земель в окончательном варианте.

Следовательно, правильный ответ А) ПЕТР ТРЕТИЙ.

Секуляризацией называется изъятие имущества, принадлежащего церкви (к примеру, недвижимость) и передача его в ведение государства. Многие правители во все времена хотели ограничить власть церкви и захватить ее земли. Во и в нашей стране о секуляризации было объявлено в царствование A) Петра III.

Сначала нужно разобраться со значеннием слова ",секуляризация",.

Как видим, земли, принадлежащие церковникам, было принято решение передать государству. Можно, конечно, представить, что стало твориться в стране. Но вопрос о том, кто на этот шаг решился, это был Петр Третий.

В вопросе есть термин, который требует понимания его значения.

Секуляризация в историческом значении представляет собой изъятие чего-либо у церкви и передача изъятого светскому, гражданскому введению.

Секуляризация церковных земель произошла при Петре Третьем.

Сначала нужно понять, что подразумевается под секуляризацией земель, проще говоря это изъятие.

Впервые об изъятии земель было объявлено Петром третьим, но решение так и не было окончательно принято. А вот уже при Екатерине второй был подписан манифест о секуляризации земель.

Секуляризация церковных земель

Секуляризация снижения влияния религии в жизни общества и государства.

Исторический очерк секуляризации

Первая секуляризация произошла еще во времена правления Карла Мартелла, деда Карла Великого императора франков. Карл Мартелл конфисковал церковные земли в первой половине VIII века, а затем раздал землю своим феодалам, дабы обеспечить их верность.

Большие количество раз секуляризация проводилась на территории Византийской империи. К примеру, одна из них произошла в 1058 году, когда византийский император Исаак I конфисковал монастырские земли, а также сместил патриарха, выслав его из своего государства.

Огромные по масштабу секуляризационные процессы происходили во время так называемой Реформации в Европе. К примеру, многие немецкие княжества, после окончания неудачной для восставших Крестьянской войны (1524-1526), начали масштабную секуляризацию церковных земель почти по всей территории Священной Римской империи.

В Швейцарии, под влиянием Кальвина также началась волна секуляризации, которая также привела к существенному уменьшению роли церкви и к потери церковью значительных территориальных наделов.

В ходе успешной Нидерландской революции, буржуазия заполучила все земли, которые до начала революции принадлежали католической церкви.

В Англии король Генрих VIII отобрал у католической церкви все земли и провозгласил их собственностью государства. Затем он создал новую церковь англиканскую, и назвал себя ее главой. Большую часть земли заполучили джентри, которые затем накопили первоначальный капитал, способствующий развитию капитализма в Англии. Спустя сто лет, в Англии началась революция и земля церкви вновь пострадала: множество церковных служителей были попросту убиты, а их земли стала собственностью государства, как и все богатства.

Еще одной волной секуляризации можно назвать действия Наполеона, который также забирал все земли у церкви во время своих завоеваний. Церковные земли и сами храмы обладали большими богатствами и ресурсами, необходимыми Наполеону для ведения постоянных войн, что собственно и стало причиной подобных действий.

Отдельно следует рассмотреть секуляризацию, которая происходила в Российской империи.

Секуляризация церковных земель в Российской империи

Особенно важные изменений в российской православной церкви произошли во времена правления императора Петра I, хотя секуляризация в России проводилась и до него.

Узнав о том, что монастыри больше не будут принимать раненных в Шведской войне ветеранов, Петр серьезно обозлился и запретил кому-либо идти в монахи. Петр сказал о том, что монастырские земли абсолютно не приносят пользу ни государству, ни народу, а только самим монахам, которые постепенно наживают богатства. Раньше люди слепо приносили церкви щедрые пожертвования, но так больше продолжаться не могло, тем более в стране был серьезный финансовый кризис из-за войны.

В 1700 году церковь лишили многих привилегий, а 1701 запретили монахам руководить хозяйствами и доходами. Серьезно была урезана помощь государства церкви, а сохраненные деньги теперь шли на реорганизацию армии, на открытие новых школ, больниц, приютов для ветеранов и так далее.

После Петра серьезно за церковь взялась императрица Екатерина II, которая в 1764 году издала специальный манифест о секуляризации церковных земель. В результате вся церковная земля и крестьяне стали принадлежать только государственной власти. Однако не все монастыри были полностью закрыты, часть из них сохранилась и продолжала работать, хотя власти у монахов стало значительно меньше.

Секуляризация не могла провестись быстро, к примеру, эта реформа дошла до западных земель империи (Киевская и Черниговская губернии) только спустя двадцать лет.

И все же, после этих серьезных реформ, в России продолжала работать церковь, и земля у монахов все же была, хоть и значительно меньше, нежели до реформ.

Окончательно с монастырскими владениями было покончено во времена большевиков.

Ликвидация церкви большевиками

После Великой октябрьской революции все церковные земли были полностью отобраны у церкви, даже сама церковь, как государственный институт перестала существовать. Коммунизм не предполагал существования религии вся власть должна быть в руках партии. Большевики оставили функционировать лишь небольшое количество монастырей и храмов, а их роль была сведена к тому, чтобы люди лишь могли там помолиться Богу все остальные функции были ликвидированы. Кроме этого, большевики конфисковали практически все золото и серебро, принадлежащее храмам и монастырям.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 1764

Секуляризационная реформа 1764 года - изъятие церковных владений, упразднение части монастырей, и определение содержания для епархий и некоторых обителей, проведенные правительством Российской империи в 1764 году.

Предпосылки

26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях.

Важнейшими положениями этого законодательного акта были:

  1. Все имения Святейшего Синода, епархиальных кафедр, монастырей и приходов окончательно передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения устранялись от управления этими имениями. Крестьяне, жившие в этих имениях, число которых по ревизии 1760 года составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин), передавались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем они именовались экономическими крестьянами.
  2. Вместо барщинной работы и разных оброков с 1 января 1764 года эти крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который через Коллегию экономии поступал в государственную казну.
  3. Для содержания церковных учреждений епархиальных кафедр, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  4. Епархии были разделены на три класса, и содержание им назначалось в зависимости от класса.
  5. Для монастырей, вначале только великорусских, - то есть кроме тех, что были подчинены Киевскому митрополиту, - составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь, 156 мужских монастырей, 67 женских монастырей) монастыей разделенные на 3 класса по уровню содержания.

По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.

31 марта 1764 года вышло дополнительное распоряжение о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс - 20 монастырей, 2 класс - 56 и 3 класс - 85, всего 161 монастырь (все мужские) с 1247 монахами. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на доброхотные приношения народа, либо за счет расположенной около обителей ненаселенной земли, которую монахи обрабатывали собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичное положение установилось в Малороссии, т.е. Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году на Слобожанщине, т.е. в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Великорусские монастыри на 1764 год

Штатные первоклассные Штатные второклассные Штатные третьеклассные Упраздненные

Последствия

Секуляризационная реформа 1764 года во многом положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви.

Для позднейшей истории русского монашества штаты определили не только финансовое положение, но во многом и духовное развитие монастырей. Появилось два разных типа не только обителей, но и монахов, а монастырский устав как основа иноческого жития надолго утратил свое значение. Определенное штатами содержание для монастырей было слишком мало, его едва хватало на братию, монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели опасались доносить об этом Синоду ввиду возможности упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Монастыри обеднели и обезлюдели, но в новых условиях, без бремени забот о собственности, появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.

Секуляризация церковных земель

О такой реформе, как секуляризация земель, принадлежащих церкви, речь шла еще на рубеже 15-м и 16-м веках. Но лишь в веке 18-м окончательно оформилось решение этого вопроса. Именно в этом столетии государству удалось решить задачу, поставленную еще во время царствования Ивана III.

Секуляризация &ndash, это ликвидация крупных церковных землевладений. И именно этим процессом была завершена длительная борьба российских правителей и церкви за земли. И то обстоятельство, что произошло это как раз в 18-м веке, не является случайным.

К тому времени торговым капитализмом были сделаны большие успехи, а существовавшая в отношении церковных земель форма прав этому мешала. Основная тенденция заключалась в том, что земля &ndash, это товар, из которого следует извлекать прибыль. Этому вполне удовлетворяла реформа первой половины 18-го века, освободившая земельную собственность от государевой зависимости. Между тем церковные угодья в силу особой природы своего пользования отчуждаемы не были. Духовенство могло только приобретать их, но не вправе никоим образом отчуждать.

Такова была лишь общая причина явления под названием «,секуляризация церковных земель»,. Были и другие причины, скажем так, более частного характера. Дело в том, что вся политика в отношении российских земель очень зависела от дворянских интересов. Этот оплот монархии всеми силами стремился расширить свои владения, в то время как свободные земельные ресурсы центральной части государства уже были фактически исчерпаны. Ну а земли на окраинах мало кого интересовали. Дворянство рассудило, что секуляризация церковных вотчин и крестьян позволило бы создать неплохой фонд, который позволил бы им расшириться дальше.

Правящие особы очень долго не могли решиться на нарушение того союза, который образовался из дружбы государства и церкви. Лишь во второй половине 18-го века объективные усилия взяли верх. После целого ряда колебаний Петром III в 1762 году был издан документ, явившийся причиной создания специальной Коллегии экономии, которая бы управляла всеми церковными вотчинами. Одновременно с этим предписывалось отстранить от управления ими всех лиц, имевших духовные звания. Крестьян же, трудившихся на церковных имениях, обязали вместо прежних повинностей выплачивать рублевый оброк поверх подушного оклада. Так, в крестьянском пользовании оставались угодья, которые они вспахивали для церковных вотчинников, а вот землю, которая и раньше не была в их пользовании (мельницы и пр.), следовало отдать желающим на оброк. А все полученные суммы поступали в распоряжение созданной Коллегии. Так, рабочая сила не оказалась излишне отягощена, зато все поборы, взятые управителями, немедленно возвратились бы крестьянам.

Однако этот указ действовал непродолжительное время. Уже Екатерине Великой в силу исключительности обстановки в государстве пришлось пойти на «,хитрость»,. Секуляризация церковных земель была признана ею мерой необдуманной, указ отменен, а церкви возвращены угодья, в т.ч. и крестьяне. Императрица вновь открыла запечатанные во время Петра III домашние церкви и стала всячески способствовать возрождению влияния духовных лиц по вопросам цензуры и т.п.

Отмененная секуляризация церковных земель спровоцировала волнения среди монастырских крестьян. Да и дворянство было, мягко говоря, недовольно. В итоге Екатерина Великая приняла новое решение: временно приостановить отмену секуляризации и создать комиссию для всестороннего изучения вопроса. К тому моменту императрица уже удостоверилась, что духовенство как политическая сила весьма слабо. Ведь ее распоряжения хоть и вызывали в среде иерархов негодование и сильный ропот, но открыто выступать никто не решался. Таким образом, согласно указу 1764 года все архиерейские, синодальные, церковные и монастырские вотчины окончательно передавались в ведение Коллегии. Зато вместо отобранных земель духовенству теперь полагалось штатное содержание, а впоследствии, во время генерального межевания, оно получило и небольшие земельные наделы.

Нельзя однозначно ответить, чего больше принесла секуляризация церковных земель, хорошего или плохого, но то, что эта мера была действительно выдающейся в своем веке, это точно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: